Виртуальные музеи и театры
Что может противопоставить музей увлекательному шопингу, голливудскому кино и развлечениям в суперсовременном мегамолле? Ответ на этот далеко не риторический вопрос дает английский неологизм “сайенстейнмент” -гибрид слов science (“наука”) и entertainment (“развлечение”) или другой неологизм «эдьютеймент» – гибрид слов education (“образование”) и entertaiment (“развлечения”). Современный музей, планетарий или океанариум — назовем его лучше научно-развлекательным и образовательным центром—должен успешно конкурировать за свободное время с Голливудом и другими развлечениями. Иначе его может постичь судьба, например, недавно разрушенного планетария г. Йошкар-Олы, Мария-Эл, который был снесен для того, что бы на его месте построить торгово-развлекательный центр.
Современный музей должен уметь так «материализовать» и так «упаковать» свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей, и в этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.
При этом на западе очень хорошо поставлен музейный менеджмент, который позволяет даже давать прибыль от эксплуатации музеев, планетариев, океанариумов и т.д. Что достигается за счет грамотного управления сопутствующими бизнесами (кафе, бар, игровые комнаты, организация праздников и продажа сувениров и т.д.). Таким образом, фактически музей, говоря на языке девелоперов, превращается в «якорный» объект, такого научно – образовательно – развлекательного центра.
Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая, к примеру, в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад.

www.odyssium.com
Мир науки TELUS, Эдмонтон, Канада. Ежедневные научные презентации, посвященные электрическим разрядам, кометам, криогенным технологиям, свойствам газа, высоким давлениям и др. Основной конек центра – космос. Планетарий на 600 мест (его здесь называют звездным театром), обсерватория с мощным 16-дюймовым телескопом фирмы Meade. Учебная лаборатория, арендуемая для групп до 30 человек. 3D-кинотеатр, магазин подарков, кафе.
www.mos.org
Бостонский музей науки, США. 14 больших постоянных интерактивных экспозиций. Среди них новая “Исследуй!” площадью 350 кв. м, ориентированная на развитие научного мышления: выдвижения и проверки гипотез, поиска доказательств, построения рассуждений. Основные ее темы: силы и движение, восприятие и иллюзии, свет и оптика. Есть обсерватория с телескопом 12 дюймов, 3D-кинотеатр. Для взрослых проходят пятничные вечера, которые начинаются в научном кафе, а заканчиваются в обсерватории.

Научный музей Гонконга. Более 500 стендов, из них 70%интерактивные. Темы: звук и свет, движение и электричество, биология и география, компьютеры и транспорт, энергетика и метеорология. Научный театр, популярный лекторий, сектор для взрослых (органы чувств, питание, здоровье), компьютерный центр с отделением для начинающих, постоянно пополняемой библиотекой научно-популярных программ и зоной самообразования. Принимаются заказы на обслуживание школ, есть ресурсы для учителей.
www.sciencemuseum.org.uk
Музей науки, Лондон, Великобритания. 7 этажей, около 30 больших тематических экспозиций. Организация музея более традиционная, интерактивные элементы— мастерская физических эффектов, мощный симулятор движения, футурологическая игра— вынесены в отдельное крыло здания. Здесь же находится 3D-кинотеатр, а также первая в мире непрерывно обновляемая экспозиция “Антенна”, посвященная исключительно новостям науки.
Виртуальный дворец императора, Китай. В силу того, что дворец находится в обветшалом состоянии, он не может принимать туристов, желающих его осмотреть. Такую возможно предоставляет театр виртуальной реальности, в котором есть полноразмерный виртуальный мир данного дворца, и туристы могут практически с 100% реалистичностью по нему путешествовать.