• Виртуальная реальность
  • Шлем виртуальной реальности
  • Комната виртуальной реальности
  • Прототип автомобиля в виртуальной реальности
  • Виртуальная реальность, визуализация данных
  • Виртуальная реальность в автомобилестроении
  • Человек в виртуальной реальности
  • Комната виртуальной реальности
  • virtual reality aviation

Боли в виртуальном животе учат медиков общению с пациентами

Виртуальная пациентка Диана (слева) и виртуальный же доктор Вик ожидают приёма у реального, но будущего медика (изображение с сайта cise.ufl.edu)

Молодой медик смотрит на стену. «Скажите мне, что вас беспокоит?», — спрашивает. И узнаёт, что причина беспокойства — боли в животе. Почему он разговаривает со стеной? Быть может, этот медик сдурел, и ему самому нужна медицинская помощь?

А вот и нет. Задавая вопросы стене, этот человек обучается, приобретает необходимые коммуникативные навыки. К тому же на стене есть, с кем разговаривать и на что посмотреть.

На стену спроецирована 19-летняя девушка в натуральную величину. Этакая Лара Крофт, только с болями в животе. Она – виртуальная пациентка, с помощью которой студенты учатся терпеливо, с толком и расстановкой расспрашивать пациентов реальных об их болячках.

Вообще-то, такого рода учёбу принято проводить с живыми людьми, так называемыми «стандартизированными пациентами» – нанятыми специально для этого дела актёрами.

Традиционный способ: боли в животе симулирует девушка-актёр (фото с сайта cise.ufl.edu).

Они разыгрывают из себя страдальцев, а студенты под присмотром преподавателей должны выяснять со слов симулянтов причину их мучений и ставить диагноз.

Однако с актёрами имеются проблемы. Мало того, что они порой недостоверно играют свои роли, так их ещё нужно обучать: объяснять, как себя вести в соответствии с теми или иными симптомами заболеваний, о чём говорить, о чём нет. И так далее.

Соответственно, нужны актёры разного возраста и внешности. К каждой болезни им нужно подготовить подробную инструкцию… В общем, всё это долго и дорого.

При этом студентов только в одном университете сотни, актёров на всех не напасёшься. С виртуальной пациенткой должно быть попроще.

Диана держится за правый бок. Там у неё болит. Нужно выяснить — что (фото с сайта cise.ufl.edu).

Итак, девушку с больным животом зовут Диана. DIANA — это аббревиатура от «DIgital ANimated Avatar» («Цифровое анимированное олицетворение» — pdf-документ на восьми страницах).

Создали виртуальную Диану на кафедре информатики и инженерии университета Флориды (CISE). Руководит проектом доцент Бенджамин Лок (Benjamin Lok).

С апреля 2004 года его группа пытается применить технологию виртуальной реальности для улучшения коммуникаций между доктором и его пациентами.

В целом система (стоимостью около $10 тысяч) состоит из двух объединённых в сеть компьютеров, одного Tablet-PC, проектора, двух вебкамер, наушников и микрофона.

Пациентка-страдалица всё расскажет. Нужно только правильно её расспросить (изображение с сайта cise.ufl.edu).

Работает это так. На стену проецируется трёхмерный кабинет доктора, в котором помимо Дианы находится виртуальный инструктор – чернокожий молодой человек. Его зовут Вик (VIC — Virtual Interactive Character).

Студент в наушниках усаживается напротив стены с Tablet-PC на коленях (чтоб делать заметки в цифровом блокноте). И, собственно, начинает виртуальный приём пациентки: на что жалуетесь, где болит, что, как давно это у вас и так далее.

Диана со страдальческим лицом держится за правый бок и, вроде как, рассказывает. Направляет беседу в случае чего тот самый виртуальный инструктор.

В ходе этого «интервью» студенту позволяется двигаться: указывать руками, качать головой и, конечно же, доверительно разглядывать пациентку — все эти движения, как и направление взгляда, фиксируют вебкамеры, а потом обрабатывает компьютер.

Такой контроль необходим для того, чтобы узнать, смотрел ли медик пациентке в глаза (и вообще, на что смотрел – туда ли?), какие использовал жесты – это важные вещи для приобретения правильных коммуникативных навыков.

Нет, Диане не поплохело. Зелёными точками обозначено направление взгляда студента за всё время приёма. Главным образом он смотрел на голову пациентки, а значит — поддерживал с ней адекватный контакт (изображение с сайта cise.ufl.edu).

По окончании приёма уже реальные инструкторы анализируют, как всё было, и ставят за беседу с больной студентам оценки.

Саму Диану, кстати сказать, тоже оценивают. По результатам первых испытаний, прошедших в августе 2004 года (реализм системы тогда проверяли семеро студентов), DIANA получила кол — единицу по 10-бальной шкале.

К декабрю, после ряда усовершенствований, средняя оценка Дианы была уже 7,2 балла — почти такая же, как у живых актёров. Обычно они набирают 7,4-7,5.

Бенджамин Лок находит эти результаты многообещающими, но признаёт, что заменить собой актёров DIANA пока не способна.

Она может смотреть в лицо собеседника, когда с нею говорят, опускать глаза в пол при возникновении паузы, протягивать ладонь для рукопожатия и изображать массу других приятных мелочей.

Студентка тыкает в живот Дианы пальцем и спрашивает: «А так больно?» (фото с сайта cise.ufl.edu).

Но огромное количество других нюансов, которые могут обеспечить доктора информацией, системе недоступно:

«Существует очень много вещей, которые делаем мы с вами, когда разговариваем, — объясняет Лок. — Я, к примеру, по вашему взгляду могу сказать, сосредоточились ли вы на моих проблемах, слушаете ли вы меня. Ваши жесты, выражение лица, положение тела — этого компьютер сделать не может, но мы работаем над этим».

В то же время руководитель проекта рассказал о случаях, когда студенты просят прощения у Дианы и выражают ей сочувствие по поводу боли, которую она моделирует.

Лок признаёт, что в этих соболезнованиях никакого смысла нет, но подчёркивает: налицо признаки того, что границы реальности и виртуальности размываются. А это уже кое-что.

Источник: Константин Болотовhttp://www.membrana.ru