Германские ученые используют хаптику и другие средства Виртуальной Реальности в своих разработках.
Данный исследовательский проект называется RASim и его цель – усовершенствовать учебный инструмент виртуальной реальности для местной анестезии. К настоящему времени учеными разработана последовательность действий по созданию набора данных с учетом индивидуальных особенностей пациента. То есть с конкретного пациента берутся снимки тканей, по ним создается его индивидуальная анатомическая модель – мышцы, подкожный жир, кости и нервы.
Текущее исследование сфокусировано на разработке симуляции мягких тканей и тактильной обратной связи, что выведет контакт с пациентом на более качественный уровень. Таким образом врач-анестезиолог может набить руку на виртуальной копии своего пациента, чувствуя, как игла проходит через ткани, и наблюдая, куда она при этом попала.
Тренажеры с симуляцией иглы широко применяются в области клинических процедур, таких как биопсия, инъекции, нейрохирургия, брахитерапия рака и местная анестезия. Авторы проекта остановились на местной анестезии (МА), поскольку учебные возможности ограничены и существует нехватка доступных виртуальных симуляторов. Чтобы овладеть навыками, достаточными для успешного проведения МА, необходимы глубокие теоретические знания и постоянная практика. Хотя применение манекенов широко распространено для обучения и практики в целом, и сложных полномасштабных симуляторов для общей анестезии в частности, использование подобных образцов для МА ограничено вследствие малой вариативности смоделированных пациентов, неточности передачи биологических тканей и физического износа в результате частого использования. Применяя междисциплинарный подход, ученые представили проект «Симуляция Местной Анестезии» (RegionalAnesthesiaSimulation – RASim).
Симулятор включает стереоэкран, очки с трекингом и устройство тактильной обратной связи
Приложение запускается в режиме Пальпации. В первую очередь пользователь должен обозначить анатомические опознавательные точки, индивидуальные для каждого субъекта. Чтобы произвести пальпацию, нужно вести виртуальной рукой (с вытянутым указательным пальцем-сенсором) по поверхности кожи модели при помощи устройства PHANTOM Omni Haptic. Как только пользователь выберет область для инъекции, можно включить режим Взаимодействия для введения иглы. Теперь виртуальную руку сменяет виртуальная игла, прикрепленная к вводному устройству, которую можно легко двигать и вращать вне тела «пациента». Когда игла проникает сквозь поверхность кожи, движения ограничиваются в направлении ввода инъекции, например, по оси иглы. Однако в действительности медики часто корректируют угол наклона иглы уже после ее ввода. Поэтому ученые работают над более реалистичным решением, которое бы учитывало глубину проникновения и плотность ткани.