• Виртуальная реальность
  • Шлем виртуальной реальности
  • Комната виртуальной реальности
  • Прототип автомобиля в виртуальной реальности
  • Виртуальная реальность, визуализация данных
  • Виртуальная реальность в автомобилестроении
  • Человек в виртуальной реальности
  • Комната виртуальной реальности
  • virtual reality aviation

Виртуальная реальность в глазах американских военных

Виртуальная реальность (ВР) может имитировать не только виртуальное восприятие (которое обычно делается в тренажерах), но и непосредственное взаимодействие с макетом (моделью) тренажера. Таким образом, сенсорная обратная связь, та которая обычно обеспечивается на макете рабочего оборудования (т.е. приборы, управление, прицелы, рабочая панель), может быть сымитирована системой ВР, чтобы создать ощущение полного погружения в рабочую обстановку.

авиасимулятор в виртуальной реальностиПреимущества этой технологии не могли не заметить конструкторы тренажёров и имитаторов. Хотя системы виртуальной реальности фактически происходят от военных тренажёров, тем не менее промышленные разработки систем виртуальной реальности для военных применений развивались очень медленно. Требования снижать расходы на вооружение, общая политика разоружения и консерватизм военных служили главными сдерживающими факторами широкого применения виртуальной реальности в военной сфере. Свою лепту внесла сюда и секретность, когда разработки из одной военной сферы медленно и редко передавались в другую из-за отсутствия информации. Тренажёрные системы в армиях передовых зарубежных стран (в первую очередь, США и Великобритании) имеют широкий диапазон применений и сценариев от индивидуальных систем пилота, водителя танка или бронемашины до команды в рулевой рубке судна или в штабном помещении во время проведения боевой операции.

Важным моментом таких тренажёрных систем является возможность смоделировать совершенно незнакомую обстановку и неожиданные препятствия и события. Особенно эффективными являются тренажёры, моделирующие воздушный бой, где каждому из участников приходится сражаться не с компьютером, а друг с другом.

Возможность использования высокоскоростных компьютерных сетей открывает поистине широчайшие возможности для тренировки и отработки кооперативных действий локальных вооружённых сил в различных регионах. Этот тип учений позволяет использовать в военных манёврах фактическую структуру локализации вооруженных сил и в момент тревоги проводить учения по развёртыванию в соответствии с разыгрываемыми сценариями манёвров. Такие глобальные учения не требуют больших материальных затрат, но зато создают настоящую иллюзию боевой операции для штабных офицеров.

Офис оценки технологий (The Office of Technology Assessment — OTA) опубликовал великолепный обзор под названием: «Виртуальная реальность и технологии для имитации сражения». Этот обзор, в частности, описывает «демонстрацию и потенциальное применение технологии ВР для имитации военных действий с целью обучения и разработки военных операций и доктрины». Он следует разработке ВР технологии от 1929 Link Trainer, тренажером пилотов; цифровым имитатором полета; полуавтоматическим наземным системам противовоздушной обороны (SAGE), которые погружают операторов радаров и стрелков пусковых установок в обстановку воздушного боя. Включены цитаты Сенаторов Альберта Гора и Томаса Фюрнесса, а также Сенатского комитета по армии. ОТА обзор рассматривает так: оборудование CAVE, Директиву 5000,59 Министерства обороны об имитации, стандарт IEEE610.3 на компьютерные системы и рекомендации по основным направлениям исследований в области виртуальной реальности, представленной Национальным комитетом по науке и технологиям (NSTC).